Современные подходы к обучению и развитию сотрудника аптеки

О необходимости обучать персонал знает каждый современный руководитель. Это особенно актуально для фармацевтики. Вне зависимости от размера и значимости аптечной сети сотрудники должны обладать знаниями, позволяющими грамотно консультировать покупателей, что поможет удержать клиентскую базу. Фармацевт должен знать наименования и назначение продукции, правила обслуживания клиентов, стандарты ведения документации.

Обязательно ли обучать сотрудника аптеки?

В современных реалиях без постоянного развития сотрудников не обойтись. Причина – активность фармацевтического рынка, означающая высокую конкуренцию. Аптечные сети вынуждены постоянно искать конкурентные преимущества, чтобы удерживать потенциальных покупателей.

Разнообразие продукции, доступность цен, удобное местоположение аптеки, активная реклама – все это оказывается неэффективным для привлечения клиентов, если за прилавком стоит фармацевт, не имеющий представления о грамотном обслуживании. Сотрудник аптечной сети – сам живая реклама, он должен находить простые и эффектные слова для описания препаратов, задавать корректные вопросы, демонстрировать правильный настрой.

Молодая девушка аптекарь

Не все аптеки могут позволить себе нанять опытного, уже прошедшего обучение сотрудника с солидным багажом знаний и навыков. Такие работники имеют широкие карьерные возможности, они стремятся в крупные города, устраиваются в солидные компании, их работа стоит дороже. Поэтому руководители менее престижных аптек вынуждены брать в штат неопытных сотрудников, вкладываться в их обучение и развитие. Но если аптечная сеть сама не развивается, высок риск, что фармацевт, достигнув определенного уровня знаний и опыта, уйдет работать в более солидную организацию.

Современные подходы и способы обучения и развития сотрудников аптеки

Сегодня есть много возможностей расширения образования для фармацевтического рынка. Причем многие варианты обучения сотрудников аптеки экономичные и даже бесплатные.

Рассмотрим основные современные способы расширения фармацевтического образования:

  • Самообучение. Дешевый способ, но сложный в плане организации. Редкий сотрудник способен самоорганизоваться, управлять своим обучением, работать с учебной информацией.
  • Наставничество. Удобный и незатратный, поэтому популярный подход к обучению фармацевтов. Подразумевает передачу знаний опытным сотрудником неопытному без отрыва от обслуживания покупателей. При таком подходе новичок быстро начинает выполнять работу самостоятельно, почти не ошибается на начальном этапе.
  • Внутреннее обучение. Возможно, если в компании есть собственный образовательный отдел. Его организация оправдана, если требуется постоянное обучение по стандарту для большого количества сотрудников.
  • Бесплатное обучение, предлагаемое фармацевтическими компаниями для собственной выгоды. На семинарах освещаются темы, касающиеся продукции этих производителей, направленные на лучшую ее реализацию. Сюда же входит бесплатное дистанционное обучение – вебинары, онлайн-курсы.
  • Обучение, предлагаемое фармацевтическими дистрибьюторами. Построено по тому же принципу, что семинары от фармацевтических компаний. Но дистрибьютор заинтересован в лучшей реализации не конкретного бренда, а всей продаваемой продукции. Поэтому проводятся очные и дистанционные семинары преимущественно на общие темы, например, обучение Лекарственные формы, Техники продажи.
  • Корпоративные тренинги с приглашением преподавателя извне. Дорогой, но самый эффективный метод образования. Сотрудники аптеки проходят программу, максимально адаптированную под бизнес, с оптимальным сочетанием теоретических и практических занятий.
  • Открытые тренинги на базе ВУЗов и образовательных центров. Не учитывают специфику конкретного бизнеса. На них отправляют преимущественно менеджеров и сотрудников из руководящего звена.

Молодые и улыбающиеся сотрудники аптеки

Чему должны учиться сотрудники аптеки?

Современный фармацевт должен обладать безупречными знаниями в следующих категориях:

  • Наименования продукции и назначение ассортимента.
  • Техники продажи.
  • Грамотное управление работой, взаимодействие с коллективом и клиентами, коммуникативные навыки.

Фармацевт должен продавать продукцию так, чтобы покупателям хотелось снова приходить в эту аптеку. Нередки случаи, когда сотрудник не знает о более дешевых аналогах препарата, либо скрывает их наличие, а также вместо психологической помощи и внятного объяснения загружает больного посетителя сложными фармацевтическими терминами. Поэтому важно, чтобы повышение квалификации не ограничивалось знаниями ассортимента, но включало психологию общения с покупателями.