Какую роль выполняет преподаватель в школе Монтессори?

Многие слышали о том, что в школе Монтессори определяющую роль играют на учителя и заранее спланированная программа занятий, а дети, их интересы и склонности. Для тех, кто мало знаком с данной методикой, такой подход может выглядеть как хаос. На деле же это эффективная система развития, работающая по своим правилам. В данной статье расскажем, какую роль в этом играет педагог.

Основные требования к Монтессори-педагогу

Специалист, работающий по данной методике, должен соответствовать определенным требованиям:

  1. Иметь базовое педагогическое образование. Это может быть колледж или университет, где готовят специалистов для работы с детьми.
  2. Пройти профильное обучение по Монтессори-подходу. У данного метода много особенностей. Важно, чтобы специалист имел теоретические знания о развитии малышей в такой парадигме.
  3. Иметь опыт успешной работы с детьми. В идеале – это должна быть Монтессори-школа или сад.
  4. Разделять ценности данной парадигмы. Специалисту важно не только понимать, как правильно работать с учеником, но и внутренне соглашаться с основными положениями подхода, искренне верить в эти постулаты.
  5. Быть готовым стать частью данной системы обучения. Здесь важно не только действовать в соответствии с методикой Монтессори, но и быть определенным примером для ребенка. Такой педагог должен быть опрятным, вызывающим интерес, уверенным в себе, воодушевляющим.

Монтессори-педагог занимается с девочкой

Роль преподавателя в школе Монтессори и его задачи

Педагог в данной системе является проводником между любопытствующим ребенком и средой, которая его обучает. Его основная цель – помочь малышу самостоятельно разобраться в предмете, определить свои интересы и удовлетворить познавательные потребности, добившись в этом прогресса и успеха.

При этом педагог решает следующие задачи:

  • Наблюдает за ребенком и его поведением, отмечает то, что вызывает у малыша наибольший интерес.
  • Помогает детям выявить свои потребности в познавательной сфере.
  • Побуждает ученика проявлять интерес к окружающему миру, стимулирует его талант исследователя, делает его активным участником процесса – все это с учетом индивидуальных особенностей малыша.
  • Помогает ребенку сформировать у себя самостоятельность, уверенность, готовность принимать решения и нести за них ответственность, думать и анализировать.
  • Поддерживает необходимое состояние окружающей среды. Сюда входит поддержание в чистоте и опрятности материалов, расширение их арсенала, исходя из потребностей учащихся.
  • Разъясняет детям правила поведения в классе, учит уважительному и корректному взаимодействию с партнером, разъясняет способы разрешения конфликтов.

Преподаватель занимается с детьми

  • Презентует новые материалы для работы так, чтобы это вызывало познавательный интерес.
  • Поддерживает атмосферу взаимопомощи, партнерства и сотрудничества, уважения друг к другу.
  • Организует подготовку детьми презентаций, сообщений и проектов, стимулирует при этом контакты малышей младшего и старшего возраста, их обмен опытом.
  • Отслеживает готовность ученика к переходу на новый этап работы с материалом, исходя из его психофизиологической и познавательной зрелости, а также фиксирует прогресс и промежуточные результаты.
  • При необходимости – вмешивается в конфликты для их продуктивного разрешения, делая все для того, чтобы дети в результате освоили важные социальные навыки.

Качества Монтессори-педагога

Какие преподаватели ведут занятия в специализированных учебных заведениях, таких как Монтессори-школа «Земляне»? Все перечисленное невозможно без уважения к растущему человеку и свободе его воли, без принятия его особенностей. Также преподавателю важно иметь зрелую психику, отличные социальные навыки, высокий уровень уверенности в себе. Только такой специалист действительно поможет личности развиться и освоить все необходимые для успешной жизни знания.